Офф-лайн конференция писательницы Елены Солодовой закончена

 
 

Елена Солодова автор нескольких книг. В ноябре вышла новая книга из серии "Мастер миража". Писательница ждет ваших вопросов ниже в течение месяца и ответит на них 15 декабря 2015 года.

Интервью с автором - читать по ссылке

Дополнение.  Приложение к книге Мастер миража: скачать в epub по ссылке

Об авторе

Родилась в Москве в 1972 году. Кандидат технических наук, микробиолог и специалист по обеспечению качества в фармацевтическом производстве, руководитель.

Замужем, имеет сына. В ее доме всегда много животных. Одно время жили палочники (насекомые), гигантские тараканы, говорящий попугай и собака овчарка. Теперь три пушистые кошки и шиншиллы.

Елена любит шить, творит необычные эксклюзивные вещи, как для себя, так и для друзей. Увлекается насекомыми и живой природой вообще. Любит рисовать, пишет стихи.

В качестве отдыха она никогда не выберет шоппинг, всегда в предпочтении море, пляж и природа.

Фантастику пишет давно, но раньше это было только для друзей. После ряда мистических странных событий, она решила, что нужно выйти на широкий круг читателей. Интересно, что первые книги можно отнести еще, к так называемой, «женской фантастике»- мягкой, романтичной, но «Мастер миража» резко отличается и по стилю написания и по жесткости повествования, иногда кажется, что это писал мужчина, а не женщина.

Основные произведения Елены Солодовой:

1.​ «Мастер миража» в 7 больших по объему книгах (реалистичное фэнтези, в поисках истины, вечные ценности, внутренний мир человека, судьба человека, философская проза, псевдоисторическая сага, экзотерика и тайны нашего мира).

2.​ «Путешествие космического кота» ( фантастика, юмор, как появились коты на Земле, пришельцы и земляне, любовь и тайна бытия).

3.​ « Двойники» ( фэнтези, приключения, любовь, иные миры, «попаданцы», выбор в судьбе)

4.​ «Чужое небо» ( фантастика, космос, пришельцы, апокалипсис, предсказания и судьба человечества).

5.​ «Регистрация мага» ( фэнтези, приключения, вечные ценности, философия и иные миры) – готовится к выходу.

 

Предпросмотр

Скачать фрагмент книги в epub

Дополнение.  Приложение к книге Мастер миража: скачать в epub по ссылке

Комментарии

Елена, раскажите подробнее о таком жанре, как женская фантастика, в котором написаны ваши ранние книги.

Есть ли разница между фантастикой для женщин и "женской фантастикой" как отдельного жанра?

Аватар пользователя solenal

 Спасибо за вопрос. Я уже говорила в интервью, что разделение на мужскую и женскую фантастику весьма спорный, хотя иногда и можно выделить некие общие черты для каждого из жанров. Относительно моих первых книг я бы сказала так - это книги,  которые написаны женщиной и для женщин в классическом понимании. Считается, что женщины больше уделяют внимания чувствам, переживаниям, а мужчины - вооружению, заклинаниям, каким-то техническим деталям, сражениям. В общем, в чем-то это так и есть. Например, в моих книгах " Чужое небо", "Двойники" - помимо приключений много внимания уделяется именно переживаниям главной героини, любви, чувствам. Как я уже сказала, классика жанра.   А вот книга "Путешествие космического кота" - я бы уже не отнесла к женскому фэнтези, так как там герой пришелец- наглый, умный, с чувством юмора, мужского пола, который прибыл на Землю в целях найти слабое место для ее захвата. И он его нашел, но совсем не там, где обычно описывают в фантастике. А где- это сюрприз для читателя.  Эта книга уже не относится ни к классической женской фантастике, ни к классической мужской, если смотреть в целом. Однако, там есть таки кусок, характерный для женской фантастики - чисто женские переживания героини. Пока не решила, стоит ли мне это убрать из книги или оставить.

Аватар пользователя solenal

Спасибо за вопрос. Вопрос очень хороший. Вы знаете, я думаю так. Для женщин- это любовные романы. Их пишут специально и конкретно для женщин. А вот "женская фантастика" - это когда пишет женщина, пишет спонтанно - так, как пишется, невольно отображая в фантастике свои мечты. Классический пример- когда героиня такая вот незаметная, ненужная никому, оказывается в другом мире. И тут...Ну, вы поняли - прекрасные принцы, маги и прочие все у ее ног. Она, разумеется, находит красавца-мужа и живет долго и счастливо. Как вариант- девушка мстит всем врагам, строит пакости, травит, убивает- в общем, автор развлекается, как может. Я вовсе не считаю это плохим, просто это некое такое классическое отображение в женской фантастике. Это читают, это любят. И  это хорошо. Книги должны быть разными - под любое настроение, на любой вкус.

Аватар пользователя Vladimir Anisimoff

Уважаемая Елена,
Я с большим почтением отношусь к многогранным личностям, в когорте которых без сомнения находитесь и Вы. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе микробиолога в двух словах. И почему Вы кандидат ТЕХНИЧЕСКИХ наук? Только не ищите подвоха в вопросах, просто действительно читателям, мне уж точно, будет интересно понять лучше Вас как ЛИЧНОСТЬ, которая умеет и любит ТВОРИТЬ. Наука это тоже творчество и просто интересно какую школу Вы представляете в микробиологии.

С уважением, Владимир

Vladimir Anisimoff

Аватар пользователя solenal

Уважаемый Владимир, спасибо за вопрос. Постараюсь ответить. Технических наук, так как работа касалась технологии получения некого вида продукта (не буду утомлять подробностями). Кандидатов технологических наук не существует. Соответственно, это относится к техническим наукам. Мне предлагали сдать еще биохимию как дополнительный выходной экзамен и тогда было бы -кандидат технических наук+ биологических наук. Но совершенно не было сил, так как кандидатскую я сделала за 3 года, чтобы не растягивать и к завершению этой эпопеи сильно устала. Так и стала я кандидатом только технических наук. Мне достаточно. От написания докторской отказалась. Хотя, могла быть в РАН. Впрочем, это был очень интересный период с международными конференциями и хорошими, очень позитивными людьми от науки.

А микробиология- я и в сертификации пищевых продуктов работала ( страшное дело - микробиология в пищевке, скажу я вам. Все грязное) и на производствах зав. микробиологией работала и в СЭС бывала. Так что, направление в микробиологии  у меня чисто пищевое и  фармацевтическое - это по- простому. К вирусологии отношения не имею, хотя область интересная, но все-таки, очень опасная - она больше для мужчин подходит.

Я читала Ваш текст относительно меня - если вам приятно было его писать, то и на здоровье.

 

Аватар пользователя Vladimir Anisimoff

У нас с Вами есть совпадение - я тоже умудрился еще в 1979 за 3 года защитить кандидатскую по ядерному магнитному резонансу. Очень мало аспирантов укладывается в срок. Стал к.ф.-м.н. Не знаю по какому случаю, но в 1980 моя диссертация попала в ВАК на проверку и мне пришлось еще там ее снова отстаивать. Но именно в Москве я познакомился с академиками Н.М.Эмануэлем и А.Л.Бучаченко и это привело к моему взлету в науке в области с современным названием  магниторезонансная томография. В частности, я занимался и исследованиями кровяных телец совместно с сотрудниками из Института переливания крови и докторскую я написал по теме пространственного расположения энергетически неоднородных областей на скрытых поверхностях, что собственно и познакомило меня со Школой Эмануэля...

По Вашей последней фразе мне показалось, что Вы на меня обиделись немного. Но я ОТ себя ничего обидного про Вас не писал, это не мой стиль. Я имею давно ясный для меня критерий оценок, который я усвоил именно в Школе Эмануэля, если мне что-то НЕ нравится, то я вообще об этом НЕ пишу. Пусть каждый САМ это что-то оценивает для себя. Однако, если мне что-то нравится и я могу помочь автору советом, то я пишу. Я и сам с удовольствием принимаю любые пожелания. Мой принцип это принцип Дмитрия Дмитрия Шостаковича - Спасибо за совет, учту в следующем своем сочинении.

Я взял на себя смелость немного раскритиковать СОВРЕМЕННУЮ тенденцию ухода писательской интеллиегенции от РЕАЛЬНОСТИ в развлекательность и в этом мне просто посодействовал сам Гений Русской Критической мысли Виссарион Белинский. Именно ОН так рассуждает. 

В связи со сказанным, не могли бы Вы как автор МАСТЕРА МИРАЖА высказать свое видение современной русской литературы, насколько она отвечает современному состоянию общества в России? 

С уважением, Владимир

Vladimir Anisimoff

Аватар пользователя solenal

Спасибо за вопрос. Я, в принципе, ожидала от Вас именно этого вопроса, о литературе вообще, потому, была даже удивлена, что Вы поинтересовались моей научной стезей.

Обиделась ли я  на Вашу статью? Что вы, нет, но есть некоторое недоумение. Мне категорически не хочется устраивать тут дуэль мнений. Однако, если Вам не нравится фэнтези как жанр, то почему Вы решили, что имеете право судить об этом?

 Если мне не нравятся любовные романы и сериалы, то это значит, что я нигде и никогда не  выскажусь на данную тему с негативным отношением. Считаю это элементарной порядочностью.  Кому-то это нравится, кому-то это нужно и не мне судить как авторов, так и читателей.

Позволю себе Вас процитировать: « я усвоил именно в Школе Эмануэля, если мне что-то НЕ нравится, то я вообще об этом НЕ пишу. Пусть каждый САМ это что-то оценивает для себя.."    Это замечательные слова.  Но почему тогда, Вы пишите о фэнтези вообще «Все это читается легко, думать о реальной жизни не надо, нужно просто перебираться из коматозного состояния в состояние абстиненции и назад»?  Кто Вас научил все фэнтези и всех авторов мести под одну гребенку?  Вы уверены, что все авторы одинаковые?

Относительно ухода от реальности в развлекательность.

  1. Немного в прошлое. Разве Вы не знаете, что раньше смеялись над фантастами, которые писали о подводных лодках, о космических кораблях, о коврах-самолетах и многом другом. А сейчас, в свете исследований НАСА, уже и марсиане не столь смешны. Лазер тоже есть. Роботы тоже есть, протезы, подчиняющиеся человеку, тоже имеются, искусственный интеллект- пожалуйста. Клонирование тоже возможно. Получается, фантасты в некотором роде видят, то, что будет. В сказках было блюдечко, которое показывает, когда по нему рукой поводишь - это  Вам планшет не напоминает? Относительно фэнтези – я бы тоже не сказала, что там сплошная выдумка. Гномы? В Англии нашли пещеру с маленькими скелетами, ученые говорят, что это взрослые люди. Вопрос- кто это открыт до сих пор. Драконы? Про них вообще масса информации во всех странах мира. Это единственные живые существа, которые имели 6 конечностей (4 лапы, 2 крыла) – и это описание совпадает во всех древних описаниях и фресках. Есть и научное объяснение, как они могли летать и за счет чего был огонь. И многое многое другое, не менее любопытное. Это все любопытное я планирую выпустить в книге «Приложение» к «Мастеру миража».
  2. Относительно сказочного фэнтези.

Сказочное фэнтези обычно пишется для детей и школьников. Как правило, там есть орки, гномы, эльфы, гоблины, драконы, вампиры и прочие. Скажем, «Властелин колец» я считаю одной из лучших сказок для детей, ибо там есть дружба, взаимовыручка, готовность бороться и победить, любовь и верность. Это, можно сказать, ненавязчивый учебник жизни для детей. И это здорово! Такие книги должны быть. Но они не для взрослых. От себя  я бы  добавила, что мне лично не нравятся книги, в которых темные силы (например, вампиры) преподносятся, как хорошие. Но тут уже идет своеобразная борьба света и тьмы за читателя.

3. Относительно фэнтези для взрослых.

Тут я бы выделила реалистичное фэнтези. В таком фэнтези отсутствуют герои из серии «как все у него круто и какой он сильный», нет сказочных героев, мораль героев соответствует обычным людям и поступки совершаются самые разные. Истории зачастую бывают темные ( а иначе иногда и быть не может!).  Такие книги, как правило, несут в себе серьезный морально- этический аспект. Смею Вас заверить, авторов пишущих в этом жанре очень мало. Именно на этот жанр претендую я.

4. Относительно современной литературы по отношению к современному обществу.

Современный человек обладает совершенно другим восприятием, чем, скажем, 100 лет назад. Сейчас характерно быстрый сбор информации и интерпретация ее для себя. Люди переключают каналы и быстро понимают, где, что и о чем.  Современные бабушки и дедушки, в большинстве своем, так уже не могут. Я уже не говорю об интернете. Для современного общества характерна скорость и визуализация информации. Ученые считают, что мозг человека плохо усваивает длинные предложения. Соответственно, если бы сейчас кто-то написал произведение что-то типа «Бежин луг», то его бы читать не стали  именно потому, что неспешность и долгие раздумья ушли в прошлое. Классика – это хорошо, но общество меняется, а вместе с ним, литература, музыка и искусство в целом.  Это не плохо, это не хорошо – это просто по-другому.

5. Особенность современной литературы.

И еще, на мой взгляд, есть интересная особенность у современной литературы. Как мне кажется, сейчас очень четко видна борьба света и тьмы за душу человека. Ведь, воспринимая произведение, человек невольно примеривает ситуацию главного героя на себя, отождествляет себя с ним, а вместе с этим формирует или даже меняет свое отношение и восприятие жизни. Этот аспект является главным в современной литературе.

В качестве примера я приведу всем известные книги. Так, известный роман «Мастер и Маргарита». Маргарита там говорит: «Всемогущий !», восторгается и готова служить Сатане. Читатель невольно запоминает это, хотя и не обращает внимание. Не зря, у романа такая дурная слава среди режиссеров. Кстати, 18 актеров, задействованных в этом фильме, уже нет в живых.

Пусть и не очень современно, но весьма показательно - «Гамлет» и «Макбет». Это, так называемые зеркальные близнецы. Обе они рассказывают о борьбе добра со злом, в ходе которой главные герои убивают короля и погибают в неравной схватке со своими противниками. Вроде, все похоже, да не совсем. Гамлет выступает на стороне сил света, так пытается восстановить справедливость и законность власти. А Макбет, наоборот, убивает законного короля, занимает престол и даже пытается убить своего боевого друга только за то, что по предсказанию, его потомки будут королями. То есть, он на стороне тьмы. И не случайно «Макбет» тоже имеет очень дурную славу и из-за этого пьеса была долгое время запрешена в России официально.

Не случайно также огромное количество литературы именно сейчас, пропагандирующие извращения (любого плана) и выдающие темные силы за светлые.

Потому, я с большим уважением отношусь к современным авторам, которые пытаются через свои произведения достучаться до человека и дать ему возможность понять, на какой путь он неосознанно встает. Хорошим примером может служить Стивен Кинг. Хотя, казалось бы, он пишет ужасы. Как бы не так. Практически во всех его произведениях («Нужные вещи», «Сияние», «1408»и др) есть философский смысл и попытка отвоевать человека в прямом смысле этого слова. Есть совершенно великолепный фильм (он старый, к сожалению) под названием «Буря столетия» (по С.Кингу)- его стоит посмотреть и подумать, какой выбор сделал бы ты сам.

В книге «Мастер миража» я тоже пытаюсь дать возможность читателю подумать о том, что он совершает в жизни и осознать, что за все придется платить.

Аватар пользователя Vladimir Anisimoff

Вот видите, я Вас разговорил, а Вы немного меня пожурили, вернее не меня, а самого Гения Критической Мысли Виссариона Белинского (вторая Ваша цитата - из его текста. Вы что, не верите, что я просто медиум?). Кстати, посмотрите на мой аватар - я там веселый. Эту фотку случайно сделал мой друг фотограф, когда я обсуждал примерно нашу с Вами тему с поэтессой и автором исполнителем Ириной Михайловой в  музыкальном клубе "Мелос" в Доме Композиторов. Я прошел такую жизнь, что если не воспринимать все то, что я пережил и видел, в состоянии иронии и юмора, то пришлось бы просто, как принято говорить, удавиться. В действительности за весельем часто стоит анализ, у многих весельчаков.

Мой педагог по композиции проф. СПб Консерватории И.Я.Пустыльник (большой юморист, кстати) любил говорить:"Есть сочинения с нервом и без оного. Если есть нерв, то можно по нему провести смычком и услышать музыку, а если нерва нет, то и слушать нечего". 

Я провел смычком по Вашему нерву, а он есть, я его сразу увидел, поэтому и посоветовал САМОМУ Виссариону Белинскому приплюсовать Вас к Московскому Топ-10, и теперь мы все читатели-"слушатели" слышим Вашу музыку! Это здорово! Спасибо.

Прежде чем перейти к следующему вопросу, я хочу отметить, что лично я ко всем видам, типам, жанрам и т.п. любых искусств отношусь СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО. В каком искусстве отражена борьба сил тьмы и света, по Вашей терминологии, не имеет значения. Важно КАК она отражена, имею в виду борьбу. Кстати, совсем недавно (можете посмотреть мой блог ниже) я с удовольствием отметил ФЭНТЭЗИ Светланы Овчинниковой "Под защитой хамелеона" как очень нетривиальное сочинение.

Теперь о критике. Я не один раз исполнял свою музыку и за рубежом и здесь. Характерно, что за рубежом всегда в той или иной мере на концертах присутствует тот или иной критик, а у нас НИКОГДА. Я беседовал на эту тему с Александром Журбиным и он со мной согласился. Да, в США, где он прожил 20 лет, ИНСТИТУТ цивилизованной (независимой) критики ДЕЛАЕТ популярность авторам, в частности, и сам Журбин именно там стал популярным, а не на Родине. 

Я лично в России столкнулся ТОЛЬКО с тупой цензурой и самоцензурой, когда наивно пытался поставить в "Зазеркалье" свой остросюжетный сатирический мюзикл "Чистоган" про период ГПУ (Гласность, Перестройка, Ускорение). ОГПУ победило элементарно, как говаривал Холмс.

Если не хотите, не поясняйте, конечно, своей позиции (все живем в хаосе), но многим мне кажется будет интересен вопрос. Почему нет и нужен ли в России ИНСТИТУТ цивилизованной критики? Согласитесь, наступает полным ходом Век Информационной Цивилизации (индустриальная цивилизация отживает) и потребителю любых услуг ОЧЕНЬ трудно разобраться в лавинообразном потоке всего нового, в частности, и в Литературе. Именно ИНСТИТУТ цивилизованной критики (некий прообраз Виссариона Белинского) и может, на мой взгляд, формировать те или иные предпочтения читателей. 

Например, наша с Вами беседа это уже элемент ИНСТИТУТА цивилизованной критики, в котором ярче разгорается Ваша писательская звезда (я тоже в Вашей тени немного более проясняюсь), но у нас, здесь на Родине НИЧЕГО НЕТ в этом роде. Например, я не имею никаких АВТОРИТЕТНЫХ критических источников и поэтому понятия не имею, что мне купить и почитать. Все подряд поедают только сами знаете кто из животных. Но мы ЛИЧНОСТИ и на что ориентироваться, на Топ лучших продаж?
Но это все сформировано ЗАВИСИМЫМИ СМИ и грош цена такой "критике"?

Vladimir Anisimoff

Аватар пользователя solenal

        Я не верю, что вы медиум.  Тем более, Вы же не поверили мне, что я написала все 7 книг спонтанно и все началось с невинной картинки, на которой были горы?  Вы можете продолжать  не верить мне, но было все именно так. И Ваш Белинский это прекрасно знает, а если он (как вы утверждаете) это подвергает сомнению, то Вы не медиум. Это логично.
            Институт критики не нужен и вот почему.  Критики- обычные  люди, и у каждого такие тараканы в голове, что нам с Вами и не снилось. Не буду тыкать пальцем, но когда я обратилась в издательство, то мне гл.редактор сказал, что нынче люди хотят "про попаданцев, которые из грязи в князи", а серьезное и то, что приводит к мыслительному процессу никому не нужно. Я не поверила и посмотрела последние изданные вещи в этом издательстве. О, да  есть и попаданцы, а есть весьма странные вещи - например, в качестве отрывка к одному произведению был дан эпизод, когда у женщины родился монстр и это монстр в прямом смысле этого слова сожрал маму с чавканием и полным описанием этого действия. И это одобряет редактор. Я не совсем понимаю ценность такого произведения для читателя. Потому, никакой институт критики не нужен. Мы это проходили уже. Кстати, помните, критик Латунский загубил роман о Понтии Пилате в "Мастере и Маргарите"?  Критики - это люди и они не смогут судить объективно. Они будут судить произведение согласно своему настроению, угоде моде, денег и многому другому, но не по сути.

Хотя, тут я бы добавила вот что- критики, которые пишут в специальных изданиях краткий анонс того, что издается - это было бы не плохо. Как пример- теперь уже всем известная Роуллинг сначала мыкалась по издательствам, никто Гарри Поттера не брал. Она издала, то ли сама, то ли как-то совместно ( разные варианты пишутся на этот счет). И тут американские критики написали про нее. После чего, ее, наконец, заметили. Боюсь, у нас  ТАКИЕ критики с ТАКОЙ системой не возможны на данный момент.

Другое дело, что фэнтези ( в качестве примера)- следовало бы в издательстве разделить на несколько категорий (например- подростково-юношеское фэнтези, боевое фэнтези, любовное фэнтези и реалистичное фэнтези), потому что, редактор предпочитает один вид фэнтези из всех прочих. Ну, как в моем случае- редактор запал на попадаецев, а  ведь есть и другие книги.

Кстати, вот, например, реалистичное фэнтези. Знаете, кто самый первый в списке авторов этого жанра? Джордж Мартин ( многие его знают по книгам и фильму из цикла "Игра престолов"). Я позволю себе привести выдержку из рецензии на его книги, тем более, что ТОЖЕ САМОЕ можно сказать о моей серии книг " Мастер миража": " Своего рода война и мир в фэнтезийной оболочке. Громадное количество героев и персонажей, каждый из которых уникален и проработан. Живой мир.  Мир Мартина жесток и суров, как и полагается средневековью. Любой герой может погибнуть, что заставляет вдвойне переживать за полюбившихся персонажей". Почему, все авторы реалистичного фэнтези зарубежные?!! У нас их нет?!? Все наши авторы исключительно пишут про вампиров и попаданцев?  Есть такие авторы ! И я среди них, но редакторы считают, что лучше выпустить очередную книгу про вампиров, попаданцев, а еще лучше совместить все это с извращениями. И мне даже посоветовали написать что-то такое, чтобы пробиться. Я не хочу писать о том, с чем не  согласна.

Топ продаж. Это, конечно, показательно. Но, часто покупают книгу, которая очень скандальная, хотя , в моральном плане весьма сомнительна, в реалистичности и правдивости тоже.  Играет роль раскрутка - а это деньги, большие деньги и больше ничего. Хотя, конечно, есть и реально хорошие произведения. Опять же, больше частью зарубежные.

 

 

Аватар пользователя solenal

 Часто к  фэнтези относятся несерьезно, и вот почему:

"В последнее время большая часть фэнтези напоминает либо сказки, либо компьютерные игры. Вместо эмоций - полное равнодушие или потуги на юмор. Вместо драмы - кривляния. Вместо героев - компьютерные персонажи. Вместо сюжета - театр абсурда и царство летающих роялей.

   Характеры бессмертных эльфов и древних магов подходят разве что школьникам. Бои не имеют ничего общего с реальностью. Герои круты, удачливы и нелогичны до тошноты. Их все любят или боятся. Они почти не знают сомнений и страха, не испытывают боли и не ошибаются. Весь мир вертится только вокруг них.

   Но кто сказал, что фэнтези не может быть серьезной литературой? Почему настоящие эмоции и чувства нынче не в моде? Отчего смерть нам кажется красивой, а война романтичной? "

(Ветошко Константин Александрович, имеет два высших образования. Тест взят из журнала «Самииздат», об авторе).

 

Тут даже добавить нечего. Полностью согласна.

Но книги жанра реалистичного фэнтези совершенно другие. Часто их описывают так:

  1. Красочное полотно, где каждый штришок, каждая яркая деталь служат созданию общей живой и реалистичной картины проработанного мира.
  2.  Своего рода война и мир в фэнтезийной оболочке.
  3. Громадное количество героев и персонажей, каждый из которых уникален и проработан.
  4. Обычно это суровый мир.
  5. Любой герой может погибнуть.
  6. Истории реалистичные, не скрывают своих темных сторон.
  7. Имеется серьезный морально- этический подтекст.
  8. Мораль героев размыта, они ведут себя как живые люди.
  9. Нет супергероев, абсолютного зла и абсолютного добра.

 

Так уж ли все фэнтези одинаково? Вы видите сами, что  фэнтези очень сильно различается внутри свое категории. К сожалению, из реалистичного фентези нам известны, большей частью, зарубежные авторы.